[an error occurred while processing the directive]
Инструкции библиотекаря
- Home
- Инструкции библиотекаря
Инструкция 1 — КАК ПЕРЕЛИСТЫВАЮТ КНИГУ
НЕЗНАКОМУЮ КНИГУ просматривают неторопливо и внимательно. Ее кладут на ладонь правой руки, а левой перелистывают от начала к концу. Рабочий палец — большой.Для удобства его кладут по центру страницы (там, где напечатан ее номер). Подушечкой он легонько поддевает лист снизу, с ребра и начинает его переворачивать. Четыре пальца отводят назад, и лист сам ложится другой стороной — новая страница открыта.
Книгу, лежащую на ладони левой руки, перелистывают указательным (или средним) пальцем правой, касаясь им верхнего края страниц ближе к уголку. ПАЛЬЦЫ ДВИГАЮТСЯ РАЗМЕРЕННО, БЕЗ ЛИШНИХ УСИЛИЙ. Если в ХОРОШО ЗНАКОМОМ тексте надо отыскать определенное место, книгу можно перелистать очень быстро. Держа на ладони левой руки, ее листают правой. Положив большой палец сверху, а четыре других снизу, захватывают часть страниц. Мягким движением четыре пальца слегка упираются в них, выгибают и подталкивают. Большой палец одновременно и придерживает листы и выпускает их — они по одному переворачиваются. Просматривая книгу с начала, действуют правой рукой, с конца — левой. ОЧЕНЬ ЦЕННЫЕ, ЛЕГКО РВУЩИЕСЯ, ТЯЖЕЛЫЕ, ТОЛСТЫЕ, С ТУГИМИ КОРЕШКАМИ КНИГИ КЛАДУТ НА СТОЛ или СТАВЯТ НА ПЮПИТР, если таковой имеется.
НЕЛЬЗЯ:
-
прикасаться к книге мокрыми руками;
-
перелистывать ее с ручкой в руке;
-
делать резкие движения с силой;
-
переворачивать страницы за уголок.
Инструкция 2 — ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГИ — девиз истинного книголюба
ОТЛИЧИТЬ КНИГОЛЮБА ЛЕГКО — ОН ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГАМИ УМЕЛО И БЕРЕЖНО
ВОТ КАК ОН ЭТО ДЕЛАЕТ:
-
Берет сухими и чистыми руками
-
Раскрывает, не повредив корешка
-
Перелистывает, легко прикасаясь к страницам
-
Обертывает книги бумагой или надевает на них обложки
-
Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками
-
Фразы, которые хочет обдумать, еле заметно помечает карандашом
-
Закончив работу, тщательно стирает эти отметки мягким ластиком
-
Размышлениями о прочитанном делится со своим другом и дневником
-
Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках
-
Рисунки и схемы ксерокопирует или перерисовывает, глядя на них
-
Текст, который еще понадобится, выписывает или конспектирует
-
Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом
-
Закончив чтение, кладет книгу на место
-
Хранит на книжных полках или в шкафах
Переносит в чистых портфелях и пакетах.
КАЖДЫЙ, КТО ТАК ПОСТУПАЕТ, МОЖЕТ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ КНИГОЛЮБОМ!
КНИГОЛЮБ — ЭТО ПОЧИТАТЕЛЬ И ВЕРНЫЙ ЗАЩИТНИК КНИГИ.
Любя ее, он пользуется ею только для чтения. Книга и грязь несовместимы, и он заботится о ее чистоте. Он предусмотрителен, и в его надежных руках книге нечего опасаться. Присмотрись, и ты увидишь, как много таких людей. Возьми с них пример, и ты тоже заслужишь уважение и благодарность окружающих.
Инструкция 3 — КАК ВЫБИРАТЬ КНИГИ
В библиотеке собраны тысячи книг. Прочесть все невозможно!
Но ты сможешь читать:
-
именно те, которые тебе по душе,
-
как раз те, которые наилучшим образом помогают справляться с заданиями,
-
только те, в которых содержатся правдивые и ясные ответы на твои вопросы,
-
наверняка те, иллюстрации в которых доставляют радость и помогают лучше понимать мысли автора.
ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ ЧИТАТЕЛЬ ИЩЕТ И ВЫБИРАЕТ КНИГИ ПРАВИЛЬНО
Как же правильно? Вот как: прежде чем приступить к поиску, постарайся в мыслях точно определить — зачем тебе книга, чего ты ждешь от нее, то есть подумай о цели своего чтения.
Например, очень часто людям хочется с помощью книги:
-
поднять себе настроение,
-
разобраться в сложной ситуации,
-
оценить уровень своих знаний,
-
понять другого человека,
-
сопоставить точки зрения,
-
отлично выполнить задание.
Чтобы достичь своей цели, надо продумать ход поиска книги, определить возможные источники и выбрать из них самый удобный.
БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО СПОСОБОВ ПОИСКА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА — ИСПОЛЬЗУЙ ИХ!
О ТЕМЕ И ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ
Представь: два читателя хотят взять книгу на одну тему — о собаках. Оба уже нашли полку с литературой по собаководству и теперь выбирают. Один перебирает книги нерешительно, колеблется и после долгих поисков отходит от стеллажа с пустыми руками. Второй действует уверен Перед читателями были одни и те же книги. Почему одному из них ничего не удалось найти? Может быть, второй читатель владеет каким-то секретом поиска? Если б у него о том спросили, он ответил бы просто: «Я точно знаю, зачем мне книга по этой теме — хочу устроить своему щенку удобное жилье». Оказывается, второй читатель не только сформулировал тему (о собаках), но и мысленно представил, как воспользуется полученной информацией. Секрет его удачи в целенаправленности, а помог он себе сам. Именно этого недоставало первому читателю — тот был готов к поиску только наполовину.
ЦЕЛЬ НАПРАВЛЯЕТ ПОИСК, ОНА ПОМОГАЕТ ЧИТАТЕЛЮ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОДЕРЖАНИИ КНИГ И ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.
Прежде чем приступить к поиску, мысленно сформулируй не только тему, но и цель чтения. ТЕМА— это тот предмет, о котором ты хочешь читать. Предположим, ты уже знаешь, О ЧЕМ тебе нужна книга. Теперь хорошенько подумай, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ты будешь ее читать, ЗАЧЕМ тебе новая информация, КАК собираешься ее использовать. Если тебе самому стало понятно, чего ждешь от книги, ты ГОТОВ К ПОИСКУ. Теперь ты знаешь, ЧТО тебе нужно. ДЕЙСТВУЙ!
ПОМОЩЬ ОТ КНИГИ ПОЛУЧИТ ЛИШЬ ТОТ, КТО ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ЕЕ ЧИТАЕТ!
ПРАВИЛА ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ
Хорошо, если в нужный момент в руках оказывается именно та книга, которая помогает справиться со сложностями. Помнишь, как герой книги Джоан Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня» долго-долго искал книгу, которая помогла бы ему выполнить третье задание Турнира Трех Волшебников? В ночь перед тур¬ниром «…Гарри с мыслью, что еще немного и он начитается на всю оставшуюся жизнь, снова обло¬жился пыльными книгами и принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха». Просмотри книгу, еще раз вчитайся и вдумайся в знакомые строки — опыт Гарри Поттера поможет тебе понять основные правила поиска информации.
Правила поиска информации:
ПРАВИЛО № 1 — читатель должен хорошо понимать, ЧТО ему нужно, О ЧЕМ он будет читать. ЯСНО И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИ ПРЕДМЕТ, ТЕМУ ЧТЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.
ПРАВИЛО № 2 — читатель должен хорошо представлять, чего он ждет от книги, как использует полученную информацию. ОБДУМАЙ, ЗАЧЕМ БУДЕШЬ ЧИТАТЬ И МЫСЛЕННО СФОРМУЛИРУЙ ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ.
ПРАВИЛО № 3 — читатель должен спланировать последовательность своих действий и выбрать самый короткий путь к книге. ПРОДУМАЙ ХОД ПОИСКА И ОПРЕДЕЛИ ЕГО НАИЛУЧШИЙ ИСТОЧНИК.
Правило № 1 кажется легковыполнимым только на первый взгляд. Если слово для определения те¬мы найдено неточно, поиск не приведет к нужному результату. Именно так и случилось с Гарри — ему не сразу удалось сформулировать тему. Сначала он думал, что это «вода», долго просматривал книги, но нужной так и не нашел. Как ты знаешь, участники турнира выполняли задания. Получив какое-то задание, некоторые люди решают, что их цель только в том и состоит, чтобы выполнить его. Хорошо, что Гарри не остановился на этой мысли. После долгих раздумий у него определилась еще одна, более важная, ЛИЧНАЯ ЦЕЛЬ — он «принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха». Вот когда он до конца понял, ради чего ему стоит рыться в книгах — от них зависела его жизнь. Хотя науку поиска он освоил еще не вполне, смысл Правила № 2 усвоил как нельзя лучше. Правило № 1 Гарри выполнить не удалось, поэтому и с Правилом № 2 он тоже не справился. Он не сумел верно определить источник поиска, пришлось использовать все — фонд библиотеки, ее Особой секции, помощь друзей (он даже просил помощи у сердитой библиотекарши!). Затрачено много усилий, время уже на исходе, а нужная информация так и не найдена — путь к ней оказался слишком долгам! Как видишь, поиск информации — это такая наука, которой даже волшебнику непросто выучиться.
Пример Гарри Поттера показал нам, что:
-
при поиске информации волшебные средства не действуют, надо полагаться только на собственные силы,
-
поиск надо вести последовательно и по правилам,
-
все три правила одинаково важны и каждое надо выполнить,
-
чем больше тренируешься, тем лучше получается.
НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ МОЖЕТ КАЖДЫЙ!
Инструкция 4 — КАК ВЫБРАТЬ КНИГУ
Перечитать все библиотечные книги не удалось никому. Да и нужно ли читать все без разбора? Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком. УЧИСЬ ИХ ИСКАТЬ и ВЫБИРАТЬ!
Первый шаг к книге надо сделать в уме — мысленно определить ЦЕЛЬ ЕЕ ЧТЕНИЯ. Задай себе вопрос: «Зачем я буду читать?»
Ты сформулировал для себя ответ? Да. Значит, ты готов ко второму шагу. Теперь тебе предстоит определить, КАКИМ ОБРАЗОМ ОТЫСКАТЬ ее побыстрее. Тот, кто думает, что достаточно подойти к стеллажам, и нужная книга сама окажется в руках, ошибается. Сделать верный шаг к нужной книге — это значит: ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ЕЕ ПОИСКА ИЛИ ВЫБОРА.
БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО ИСТОЧНИКОВ:
-
если тебе нужна определенная книга о наличии книг информирует АЛФАВИТНЫЙКАТАЛОГ
-
если те нужно выполнить домашнее задание твоими помощ-никами станут СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ каталог, КАРТОТЕКА СТАТЕЙ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ картотеки, папки, выставки, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ
-
если тебя интересуют книжные новинки ты найдешь их на ВЫСТАВКЕ «Скажем книге: «Здравствуй!»
-
если ты захочешь узнать, какие журналы и газеты есть в библиотеке загляни В РЕГИСТРАЦИОННУЮ КАРТОТЕКУ ПЕРИОДИКИесли ты не можешь решить, что взять обратись К книгам на ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ, ТЕМАТИ-ЧЕСКИМ ВЫСТАВКАМ, ВЫСТАВКЕ НОВЫХ КНИГ, РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫМ СПИСКАМ
Инструкция 5 — ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ, ПОСОВЕТУЙСЯ С БИБЛИОТЕКАРЯМИ!
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ (СБА) — ЭТО:
-
АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ
-
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ
-
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОТЕКИ и ПАПКИ
ЧТО ТАКОЕ СБА? ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ — БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ.
КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН СБА? ОН ПОМОГАЕТ ТОМУ, КТО:
-
подбирает литературу по личным вкусам и интересам,
-
хочет хорошо выполнять домашние задания, писать содержательные сочинения и рефераты,
-
стремится к самостоятельности суждений и занимается самообразованием.
КАК СБА ЭТО ДЕЛАЕТ?
АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ содержит сведения обо всех книгах библиотеки — он сразу отвечает на вопрос, есть ли в ней нужное издание.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ подсказывает читателю содержание книг — сведения о них расположены в нем по отраслям знания.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОТЕКИ хранят журнальную и газетную информацию,
ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ содержат основные сведения о предметах, кратко объясняют их смысл и значения слов, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ дают советы о том, что читать.
ТОТ, КТО ИСПОЛЬЗУЕТ СБА, ИДЕТ К ЗНАНИЯМ КРАТЧАЙШИМ ПУТЕМ!
Инструкция 6 — ЧТО ТАКОЕ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ
В библиотеке собрано несколько тысяч книг разного содержания. Сведения о каждой из них записаны на специальной карточке. По этим записям одну книгу можно отличить от другой. Книги читатели берут домой, а карточки с их описаниями всегда хранятся в библиотеке. Для быстроты поиска данных о книгах, карточки расставляют строго по порядку. Получается перечень всех библиотечных книг — КАТАЛОГ.
Карточки с описаниями книг можно расставить по алфавиту их авторов и названий. Так организован АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ. Если знать алфавит, легко узнать, книга каких авторов есть в библиотеке. Карточки с описанием книг сходного содержания можно собрать вместе, дать каждой группе свой номер и поставить их по порядку номеров — получится система. Так организован СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ. Читатель, знакомый с его устройством, очень быстро может подобрать книги по теме. Каталожные карточки ставят в маленькие выдвижные ящики, делают на них пояснительные надписи и по порядку расставляют в большой каталожный ящик. Читатель по надписям определяет нужный ему ящичек, выдвигает его, просматривает описания на карточках и по ним отбирает необходимые книги.
КАТАЛОГИ — ЭТО МОЗГ БИБЛИОТЕКИ: В ИХ ПАМЯТИ ХРАНЯТСЯ СВЕДЕНИЯ ОБО ВСЕХ КНИГАХ. КАТАЛОГИ ДАЮТ ТОЧНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ.
[Использован материал Фомина Л.Н., Библиотечный репетитор. Практические материалы в помощь обучению детей пользованию библиотекой.//»Школьная библиотека» № 1- 2, 2005 , с.105- 112]